Пятница, 29.03.2024, 03:40

Персональный сайт учителя физики Нироновой Татьяны

Категории раздела
11 класс [8]
10 класс [3]
9 класс [1]
8 класс [4]
7 класс [3]
Классное руководство [25]
Обмен опытом [7]
Здесь Вы можете познакомиться с моими выступлениями перед коллегами на методических совещаниях, заседаниях ШМО, ММО, фестивалях методических идей.
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методические разработки » Обмен опытом

Формирование ПУУД в процессе обучения физике
[ Скачать с сервера (5.21 Mb) ] 30.03.2011, 16:07
Описание формы проведения методического объединения
 
Методический урок по теме: Формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения физике.
Описание представлено учителем физики МОУ «Средняя школа № 20» г. Балаково Саратовской области Нироновой Татьяной Борисовной
2011 год
                                             Кто не знает, в какую гавань он плывёт,
                                             для того нет попутного ветра.
                                                                                         Сенека.
Цели урока: представить свой опыт работы по формированию познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения физике: раскрыть технологии реализации ведущей педагогической идеи и показать результативность этой работы.
Этапы:
                                                 Знания – дети удивления и любопытства.
                                                                                       Луи де Бройль
1. Мотивация деятельности:
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного про­странства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением ста­новится обеспечение развивающего потенциала новых обра­зовательных стандартов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспи­тания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Принципиальной особенностью федеральных государственных образовательных стандартов является усиление их ориентации на резуль­таты образования. В основе российской школы лежит деятельностная парадигма образования, декларирующая целью образо­вания развитие личности учащегося на основе изучения универсальных способов познания и освоения мира. В соответ­ствии с этим процесс учения понимается не только как ус­воение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственно­го опыта и социальной компетентности. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий, которые являются основой образова­тельного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвое­ния, т. е. умения учиться. В основе стандартов работы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Мудрик, П. Я. Гальпе­рина и Д. Э. Эльконина, которые определяют функции, содержание универсальных учебных действий, дают общую характеристику их психологического содержания и способов их формирования в образовательном процессе; выделяют основные виды универ­сальных учебных действий: личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оце­нивания), регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование), познава­тельные (общеучебные, логические и знаково-символические), коммуникативные. Как педагог, убеждена, что содержание предмета физики в большей степени, чем другие предметы позволяет осуществить познавательное развитие.
                                                                              
                                                                                                     Повторение – мать учения. (Пословица)
 
2. Актуализация опорных знаний:
Познавательное развитие – это формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять сво­ей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овла­дение методологией познания, стратегиями и способами по­знания и учения; развитие репрезентативного, символическо­го, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии. Познавательные универсальные учебные действия включают как общеучебные, логические, так и постановку и решение проблемы. Одним из важных видов универсальных действий является самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Без этого невозможно создание мотивации, необходимой для успешности познавательного процесса. Идеально, если учитель не ставит цель перед учениками на уроке, а создает условия, при которых каждый ученик может поставить перед собой познавательные цели самостоятельно. При этом у ученика появляется внутренняя мотивация на активную позицию, желание найти ответ, доказательство, решение. На уроках физики этого легко добиться, создавая проблемную ситуацию. Ведущая педагогическая идея опыта: через развитие универсальных познавательных учебных действий, помочь ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, а для этого действовать по формуле: от действия — к мысли.
 
3. Технологии реализации ведущей педагогической идеи:
Создание проблемной ситуации на уроке как средство и способ формирования УДД в моей практике преподавания стало важнейшей частью методического обеспечения урока с того времени, как на заседаниях муниципального методического объединения учителей физики города Балаково, а я тогда руководила этим объединением, почти каждый коллега представлял свой опыт проблемного подхода в преподавании. Можно сказать, что мы все вместе выработали целую систему проблемной подачи материала и новые подходы ФГОС подтверждают актуальность создания проблемных ситуаций на уроке физики во всех классах. 
     К универсальным познавательным действиям относятся поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска. Особенно после введения Государственной итоговой аттестации, стало ясно, что многие школьники с трудом понимают содержание текстов научного содержания, т. к. они не могут выделить в них главное, найти необходимую для ответа на поставленные вопросы информацию. В основе использования информации лежит проблема поиска и преобразования ее в такие содержание и форму, которые создают возможность более удобного и быстрого освоения ее и эффективного использования. Возникла отдельная наука – эвристика, включающая в себя систему обучения, способствующую развитию у обучающихся находчивости, умения самостоятельно добывать знания, познавательной активности, потребности в знаниях. Что же можем сделать мы, чтобы помочь нашим ученикам? Уже с первой ступени обучения физике я стараюсь учить их выделять главное в тексте учебника, в моём рассказе, в сообщениях товарищей. Очень помогают в формировании действий с информацией задания по структурированию текста, составления логических блок-схем, нахождения в текстах ошибок, составление вопросов к отдельным частям текста, поиск дополнительной информации и опережающие задания. В этом плане мне очень понравилось работать с новым УМК 7-9 А.В.Грачёва, в апробации которого я принимала участие по инициативе издательства «Вентана-Граф» и рекомендации кафедры естественно-научного образования ГАОУ «СарИПКиПРО» в течение трёх лет. После каждого параграфа в этих учебниках есть краткое изложение содержания, по которому можно учить ребят формулировать главную мысль, выделять основное содержание, а после каждой главы – опорный конспект, позволяющий сделать информацию более компактной и запоминающейся. Составляя свои опорные конспекты, ребята имеют возможность сравнить их с предлагаемыми. 
 Очень большое значение в познавательном развитии имеет формирование символическо­го и логического мышления, выработка навыков знаково-символических действий, включая моделирование (преобразование объекта в модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область). От изучающих физику требуется научно-теоретический способ мышления, предполагающий умение проводить логические размышления, анализ, синтез, абстраги­рование и обобщение, различные умственные действия (сравнения, противопоставления, классификации, определения и т.д.). Поэтому я стараюсь как можно больше внимания уделять развитию мышления учеников: добиваюсь, чтобы они уясняли логику рассуждений, последовательность и этапы вывода формул, могли соотнести конкретные примеры и факты с доказываемым положением. Моделирование физических явлений и процессов, абстрагирование, теоретический анализ используется и дальше: при изучении электромагнитных колебаний (колебательный контур), термо­динамики (идеальный газ), механических колебаний (упругая среда, математический маятник), оптики. 
 С целью создания условий для познавательного развития обучающихся необходимо сознательно выбирать приёмы изложения материала в зависимости от уже сформированного уровня их развития так, чтобы они требовали познавательных действий, лежащих в зоне ближайшего развития. Одним из таких приёмов является индуктивное объяснение. Индуктивный приём изложения способствует развитию конкретно-образного мышления, учит наблюдать явления, замечать в них существенное, общее. Хотя этот приём даёт возможность только вероятностных выводов, во многих случаях он является единственно возможным на данном этапе получения новых знаний. Дедуктивный приём более сложен, но более продуктивен и с точки зрения развития мышления, и с точки зрения достоверности (дедуктивное умозаключение признаётся достоверным логикой). Теоретическое предсказание на основе анализа модели в ходе мысленного эксперимента, проверяется в ходе практических работ. Примечание: в ходе проведения этого этапа методического урока будут демонстрироваться физические опыты.
 
4. Закрепление:
  Ролевая игра: фрагмент урока-пресс-конференции по теме «Производство, передача и потребление электроэнергии» Исследовательская и проектная деятельность, пожалуй, главная тема, обсуждаемая в сетевых Интернет-сообществах учителей. И я постоянно работаю с материалами, представленными коллегами на сайтах сетевых сообществ. «Балаковочка» - так названо сетевое сообщество учителей химии – постоянно публикует материалы по данной теме, и межпредметное профессиональное общение становится необходимым в разработке и организации исследовательской деятельности и школьников, и педагогов. Ежегодно на базе Центра общественной информации Балаковской атомной электростанции проводятся конференции, где балаковские школьники представляют свои исследования и защищают проекты. Являясь членом жюри, изучаю опыт своих коллег разных предметов. Исследовательские и проектные работы я организую таким образом, что в них востребованы прак­тически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности. В её процессе учащиеся делают первые шаги в направлении предпрофессиональной ориентации, профессионального самоопределения, связанного с выбором профильного обучения и построением индиви­дуальной траектории развития. 
    
Ролевая игра : «Дебаты» Примечание: по окончании игры мною будут даны методические комментарии с точки зрения технологий обучения.
 
                                                                      Боги и дети живут там, где их хвалят.
                                                                                                                   Гомер
 6. Подведение итогов урока: 
  Результативность формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения физике 
 Обратная связь с членами методического объединения (опорный конспект и голосование в системе «Вердикт»)
Категория: Обмен опытом | Добавил: Ниронова
Просмотров: 3646 | Загрузок: 368 | Рейтинг: 5.0/18
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: